Разработка услуги регистрации нового бизнеса и открытия расчетного счета онлайн с использованием приложения myDSS для формирования квалифицированной электронной подписи

Проекты

«Результаты инновационного проекта, реализованного совместно с компанией SafeTech, позволяют начинающим предпринимателям буквально за 10 минут подготовить полный пакет документов для регистрации ООО и ИП, оформить и оплатить госпошлину, а затем — передать документы в регистрирующий. ПСБ в данном проекте вместе SafeTech пошел эволюционным путем и избавил людей от походов в ФНС и использования классических сложных аппаратных средств криптографической защиты информации благодаря «мобильной» КЭП.
Внедрение новой услуги сделало доступным у нас в банке автоматическое открытие расчетного счета. Поэтому мы говорим об услуге регистрации бизнеса, как о мейнстриме привлечения клиентов».

Роман Гаврилов,
Вице-президент блока «Малый и средний бизнес»
Промсвязьбанк

Предпосылки и задачи проекта

Стратегия работы Промсвязьбанка с массовым сегментом – наиболее многочисленными и небольшими по размеру компаниями – включает в себя привлечение на обслуживание уже существующих представителей МСБ, а также и «выращивание» компаний, помощь предпринимателям с перспективными идеями. Эта деятельность строится в рамках направления дистанционного обслуживания юридических лиц в сегменте «Микробизнеса». Так, одним из перспективных электронных сервисов стала услуга регистрации нового бизнеса и открытия расчетного счета онлайн. Сервис был призван упростить предпринимателям эти процедуры, сделать их доступными буквально со смартфона. Разработка и запуск услуги потребовали решения многих организационных, юридических и технологических вопросов, среди которых особенное место занял выбор технологий для формирования квалифицированной электронной подписи (КЭП) при помощи смартфона.

В качестве критериев выбора решений и технологий были определены следующие условия:

  • возможность оперативного предоставления потенциальному клиенту Банка инструмента формирования КЭП без визита в отделение и без необходимости развертывать на своем компьютере сложное программное и аппаратное решение;
  • простота интеграции решения в бизнес-процессы ПСБ, исключение необходимости встраивания системы формирования электронной подписи в информационные системы;
  • минимизация финансовых и организационно-технических затрат по сравнению с используемыми ранее системами электронной подписи.

В ходе подробного анализа возможных решений выбор банка был сделан в пользу первого в России сертифицированного приложения КриптоПро myDSS на основе платформы мобильной аутентификации и электронной подписи PayControl компании SafeTech и технологии КриптоПро DSS для подписания юридически значимых документов, непосредственно на смартфоне.

Описание решения

КриптоПро myDSS представляет собой совместную разработку компаний КриптоПро и SafeTech на базе программно-аппаратного комплекса облачной электронной подписи КриптоПро DSS и системы подтверждения электронных транзакций PayControl.
Особенности программного комплекса КриптоПро myDSS:

  • приложение myDSS выполняет визуализацию электронного документа и формирование подтверждения на его подписание на сервере подписи КриптоПро DSS;
  • криптографическая аутентификация и защита канала между приложением и сервером КриптоПро DSS гарантируют, что только легальный пользователь сможет воспользоваться ключами подписи;
  • ключи электронной подписи пользователей хранятся в сертифицированном КриптоПро HSM в не извлекаемом виде.

Особенность проекта

Разработанный и запущенный сервис является своеобразной «инвестицией» в сегмент МСБ. Он не требует от будущего предпринимателя посещения офиса ПСБ, налоговой службы или МФЦ и абсолютно для него бесплатен. Более того, сервис направлен на поддержку новых предпринимателей с целью их дальнейшего роста, поэтому после успешной регистрации ООО или ИП клиент может бесплатно удаленно открыть счет в банке и подключить через личный кабинет дистанционное обслуживание. В течение полугода ведение счета для новых клиентов так же бесплатно. В дальнейшем клиенты, деятельность которых успешно развивается, передаются в банке на более высокий бизнес-уровень, им выделяется персональный менеджер, который занимается их последующим развитием.

Результаты и бизнес-эффект

Банк ПСБ максимально упростил своим потенциальным клиентам процесс регистрации нового бизнеса. Предприниматель, который хочет зарегистрировать ООО или ИП, может оставить заявку на сайте банка. Все действия займут не больше 10 минут. Нужно лишь заполнить необходимые поля для формирования пакета учредительных документов и выпуска квалифицированной электронной подписи, загрузить скан паспорта и указать адрес для встречи с менеджером банка. Менеджер приедет к клиенту в указанное время, чтобы подтвердить его личность. После этого предпринимателю нужно скачать на свой мобильный телефон приложение myDSS для использования КЭП. Комплексное решение от компаний «КриптоПро» и SafeTech позволяет при помощи смартфона сформировать полноценную квалифицированную электронную подпись под документом.

Подписать документы и отправить их на регистрацию в ФНС можно так же через мобильное приложение, без установки дополнительного программного обеспечения на персональный компьютер. Весь процесс отправки документов занимает 1-2 минуты. ФНС регистрирует документы в течение 5 рабочих дней, после чего они поступят клиенту. После регистрации бизнеса клиент может удаленно открыть счет в ПСБ и подключить Интернет- и Мобильный банк через личный кабинет.

Внедрение КриптоПро DSS в ПСБ позволил добиться следующих результатов:

  • время формирования пакета документов для регистрации на сайте банка сократилось до 10 минут;
  • среднее число пользователей данного сервиса в первом полугодии 2019 года превысило 500 потенциальных клиентов банка в месяц;
  • 9 из 10 поданных заявок завершаются своевременной и успешной регистрацией нового бизнеса и открытием расчетного счета в ПСБ.