Новости > Публикации экспертов > Это интересно
02.04.2024 16:12
Дарья Верестников рассказала «Известиям» подробности новой схемы мошенничества
Мошенники стали обманывать пассажиров в аэропортах, представляясь сотрудниками кредитных организаций. Они предлагают обновить банковские приложения, но на самом деле получают доступ к финансам и выводят деньги, пока человек находится в полете и не получает уведомлений о списании. Об этой схеме «Известиям» сообщили в SafeTech, о ней знают и в ОНФ «За права заемщиков». Злоумышленники внушают доверие, поскольку на фоне удаления приложений крупнейших банков из App Store и Google Play игроки рынка помогают установить или обновить утилиты в своих офисах. Станет ли схема массовой — в материале «Известий».
Как мошенники обманывают граждан в аэропортах
Новая схема мошенничества работает таким образом: сначала якобы представитель кредитной организации предлагают действующему клиенту поучаствовать в акции и оформить бесплатную кредитную карту с выгодным лимитом. А затем указывает, что у потенциального заемщика старая версия мобильного банка, в которой нет такой акции, рассказала «Известиям» коммерческий директор SafeTech Дарья Верестникова.
— Злоумышленник сообщает, что приложение нужно обновить. Однако утилиты санкционных банков удалены из магазинов приложений. И потому подставной представитель кредитной организации направляет будущему заемщику сообщение для скачивания новой версии приложения по ссылке. Или же предлагает подсоединиться к его ноутбуку «через проводочек» и закачать приложение, — продолжила Дарья Верестникова.
Однако на самом деле на смартфон скачивается фишинговое приложение, один в один повторяющее реальное, продолжила эксперт. Затем желающий получить кредитку входит в мобильный банк, вводя логин и пароль. Данные клиента моментально уходят на сервер мошеннику, который уже получает полный доступ к мобильному банку человека, добавила она.
При смене устройства в системе уже реальной кредитной организации она может также попросить ввести код из SMS, но он перехватывается по той же схеме, уточнила Дарья Верестникова. Кроме того, злоумышленники способны переключиться на подтверждение с помощью кодов из puch-сообщений, которые поступают на смартфон преступника.
— Далее, пока человек в полете и его телефон выключен, злоумышленники заходят под его логином и паролем в реальный мобильный банк и выводят деньги, — пояснила Дарья Верестникова.
По ее словам, мошенники вызывают доверие, поскольку в последнее время банки ищут возможности загружать мобильные приложения нестандартным способом. Из-за санкций утилиты крупнейших кредитных организаций удалили из магазинов App Store и Google Play. Поэтому игроки рынка размещают их от имени третьих лиц, при этом название и логотип могут быть никак не связаны с финансовой организацией.
Кроме того, банки предлагают клиентам загрузить приложение в отделении. Например, в декабре 2022-го такую услугу запустил «Сбер». Для этого нужно прийти в офис со своим смартфоном, куда утилиту установит сотрудник. В ВТБ также сообщили «Известиям», что пользователи могут обратиться за помощью в обновлении приложения в офис кредитной организации. О загрузке приложений в отделениях также публично заявляли в МКБ и Альфа Банке.
«Известия» направили запросы в крупнейшие финансовые организации, в том числе — в упомянутые, а также в ЦБ. В ВТБ сказали, что не знают о схеме мошенничества в аэропорту, но считают ее вполне реальной. В связи с исключением некоторых банковских приложений из App Store и Google Play люди могут соглашаться обновить онлайн-банки, чтобы восстановить удаленное обслуживание, добавили в ВТБ.
Стоит ли оформлять банковскую карту в аэропорту
Об этом способе обмана также знают в проекте «Народного фронта» «За права заемщиков». Там отметили: схемы, связанные с установкой стороннего вредоносного программного обеспечения на устройства жертв, появились достаточно давно, но в транспортных гаванях свою активность мошенники стали проявлять только сейчас. Речь о крупных аэропортах, принимающих в том числе международные рейсы, а также о больших железнодорожных вокзалах.
— Банки уже много лет в своих маркетинговых стратегиях применяют оформление карт в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Эти пункты пересадок и отправления находятся под постоянным наблюдением правоохранителей и охраны. Поэтому пассажиры не опасаются, что здесь их могут обмануть, — сказала эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков», куратор платформы «Мошеловка» Алла Храпунова.
По ее словам, и сами блюстители порядка часто не обращают внимания на снующих представителей банка в униформе. Такие люди практически незаметны, как, например, техслужащие и продавцы торговых точек.